Музыка – тот в прямом смысле незримый компонент, который делает фильм выразительным, атмосферным, помогает понять чувства героев и задать ритм повествованию. А некоторые треки становятся культовыми и запоминаются зрителями на всю жизнь. Этот текст – продолжение субъективной подборки саундтреков по жанрам кино.
Каждую из перечисленных композиций можно послушать в конце публикации!
Ужасы:
«The Murder» из «Психо». Композитор – Бернард Германн.
Эту мелодию вряд ли можно назвать красивой, да композитору этого и не требовалось. Она звенящая, истеричная, надрывная – благодаря обрывистой партии скрипки. Этот саундтрек использовался и продолжает активно обыгрываться в кино, постановках, перфомансах и вайнах. Сложно придумать мотив, лучше отражающий чувство паники и внезапной опасности.
«Welcome to Silent Hill» из «Сайлент Хилла». Композитор – Акира Ямаока.
А вот эта композиция, напротив, очень красивая и почти безмятежная. Однако, если послушать ее подольше, неизбежно возникает чувство тревоги – из-за повторяющегося мотива и фоновых нот, напоминающих эхо или ветер. Эта мелодия почему-то стала особенно активно использоваться при создании драм-н-басс-композиций: возможно, потому, что этот музыкальный жанр был популярен тогда же, когда вышел «Сайлент Хилл», а саундтрек достаточно прост для переработки.
«Beginning» из «Дракулы Брема Стокера». Композитор — Антон Коппола.
Композиция стала классикой вампирского кино. Она мощная, угрожающая и при этом приятная для слуха – эталонное звучание для старомодных фильмов ужасов, которые сейчас уже вряд ли кого-то способны напугать, но вот доставить эстетическое удовольствие от атмосферы тайн и опасностей могут, пожалуй, лучше, чем многие современные страшилки.
Комедии:
«Увертюра» из «Иван Васильевич меняет профессию». Композитор – Александр Зацепин.
У музыкального сопровождения советских комедий есть узнаваемый почерк – обилие духовых и клавишных инструментов, торжественность и лиричность, которые превращаются в карикатуры, когда темп произведения ускоряется. «Увертюра» к «Ивану Васильевичу» обладает всеми этими характерными признаками и по-прежнему радует слушателей легким запоминающимся мотивом «Январской вьюги».
«I feel good» из «Кто такой Гарри Крамб?». Исполнитель – Джеймс Браун.
Все знают, что этот хит звучал из множества фильмов – в основном, комедийных. Но его первое появление на экране случилось в 1989 году в картине «Кто такой Гарри Крамб?». Неудивительно, что трек Брауна используется именно в комедийной киноиндустрии – фанк-песня и весела, и безмятежна, и может выглядеть в кадре иронично.
«La Pigiatura» из «Укрощения строптивого». Композитор — Детто Мариано.
Ставшая культовой и породившая множество мемов про циничность итальянская комедия с Адриано Челентано узнаваема, в том числе, по эпизоду с давкой винограда. Эта сцена даже изображена на одном из постеров фильма. А веселая мелодия, напоминающая народную песню, играет ключевую роль в итальянской атмосфере картины.
Детективы:
«Увертюра» из «Шерлока Холмса». Композитор — Владимир Дашкевич.
Советская экранизация «Шерлока Холмса» знакома даже юным зрителям если и не по части самого фильма, то по саундтреку – наверняка. Композиция стилизована под музыку Англии Викторианской эпохи: чинная, торжественная, неторопливая, с использованием духовых инструментов и виолончели.
«Sherlock Theme» из «Шерлока» от BBC. Композитор – Дэвид Арнольд.
Еще одна музыкальная тема, которая, несмотря на новизну, стала классикой саундтрека детективного жанра. На этот раз — кино от ВВС в формате сериала (но с эпизодами длиной с полнометражный фильм). Действие разворачивается в Лондоне 21 века, однако мелодия также стилизована под Викторианскую Англию, но, в отличие от музыки той эпохи, более динамична. Так получилось музыкальное смешение эпох, доказывающее, что история о сыщике Шерлоке Холмсе – бессмертна.
«The Pink Panther — Original Soundtrack» из «Розовой пантеры». Композитор – Генри Манчини.
Эта композиция стала настолько популярна и узнаваема, что даже получила награду Зала славы «Грэмми». Генри Манчини удалось совместить запоминающуюся мелодию и джазовые мотивы в одном саундтреке, который получился одним из самых стильных за всю историю кинематографа.