Кино-панк

Сталин был кальмаром и играл блэк-дэт-метал

28 января в российский прокат вышел фильм «Зоя», рассказывающий о подвиге Зои Космодемьянской. «Зоя» — это очередное российское кино, в котором Сталин показан добрым и чувственным дедушкой. И дело даже не в том, что доброта Иосифа Виссарионовича относительна (но не будем касаться исторических вопросов), а в том, что российские постановщики всё ещё не решаются сделать столь узнаваемый образ… прикольным!

Справка для тех, кто уже надул губки. Сейчас мы будем разговаривать исключительно об искусстве. Реальная историческая фигура – Иосиф Виссарионович Сталин со всеми своими достоинствами и недостатками – нас не интересует.

Для ясности приведём короткий пример. Кто такой Адольф Гитлер, и какую роль он сыграл в мировой истории, знает почти каждый. И как немецкий диктатор представлен в искусстве? В боевике «Кунг Фьюри» он дилетант кунг-фу и просто парень «на стиле» (как он сам считает), в «Бесславных ублюдках» — фанат кино, расстрелянный американскими евреями во время сеанса, в игре Wolfenstein II – директор по кастингу, работающий в Голливуде 1960-х. Круто? Конечно, круто! Авторы, этих произведений прекрасно понимают, что художник не может быть ограничен абсолютно ничем. Искусство – это не политика, оно не терпит сдержанных фраз. Так что же не так со Сталиным? Разве его образ менее узнаваем? Давайте сами смоделируем типажи Иосифа Виссарионовича, которые бы эффектно смотрелись в современном российском кино.

Кадр из видео: https://www.youtube.com/watch?v=ZfSVnFXSX88

Кадр из видео: https://www.youtube.com/watch?v=ZfSVnFXSX88

Первый образ «Сталин — блэк-дэт-металист»

Придумаем для него характерные детали:

  • Аккуратная бородка, подчеркивающая брутальность персонажа;
  • Электрогитара «Кобакастер», вырезанная из крышки комода Николая II;
  • Привычка прерывать совещания, отстукивать ритм и насвистывать мелодии.

Теперь подключим фантазию и набросаем сюжет для будущего фильма:

Приехав в 1921 году на «Путиловский завод», молодой советский политик Сталин понимает, что его вдохновляет грохот станков. Он начинает улавливать мелодии в скрежете железа, ритм – в ударах молота, и вскоре забавное увлечение превращается в страсть – Сталин сочиняет музыку. Но до 1930-х у него получается «фолк». В голове всё гремит и грохочет, а сыграть получается только «Валенки-валенки» перебором. Тогда он догадывается, источник другой музыки лежит в потусторонних плоскостях, и организовывает массовый террор.

Кадр из видео: https://www.youtube.com/watch?v=ZfSVnFXSX88

Кадр из видео: https://www.youtube.com/watch?v=ZfSVnFXSX88

Каждую замученную душу сотрудники НКВД доставляют Иосифу Виссарионовичу на дачу в опломбированном пакете. Там, в полнолуние начинается таинственный обряд, седовласый мужчина высасывает души из пакетов и обретает силу Dead Metal. Наконец, к нему начинают приходить металические мелодии. Собрав детей в Большом Кремлевском дворце, он устраивает для них сольный метал-концерт, но старший сын Яков, отношения с которым и так натянуты до предела, заявляет, что фолк ему нравился больше. Теперь у двух ближайших людей не остаётся ничего общего.

Кадр из видео: https://www.youtube.com/watch?v=ZfSVnFXSX88

Кадр из видео: https://www.youtube.com/watch?v=ZfSVnFXSX88

С того дня песня «Ледяная луна» звучит над каждой болевой точкой Советского Союза. Она раздаётся с небес во время взрыва на химкомбинате «Маяк», в океане во время аварии на К-19, над Чернобылем в 1986 году. Когда советская страна прекращает существование, душа Якова уносит песню в Норвегию, где её записывает группа Mayhem.

Ну что, Вы бы пошли на такое кино?

Второй образ «Сталин – волшебник Мерлин»

Подумаем над деталями:

  • Обязательно колпак;
  • Добрая улыбка;
  • Нехорошая привычка в гневе пускать молнии в Шаболовскую телебашню.
  • Теперь представим сюжет.

Злая колдунья Моргана обманом погружает наставника короля Артура – доблестного волшебника Мерлина – в вечный сон под одним из британских холмов. Только величайшая боль Земли может пробудить могущественного мага. Более 1300 лет светлая сила покоится во тьме. Но всё меняется в 1905 году. Кровь воскресного расстрела сотрясает равновесие планеты, Мерлин пробуждается и под видом босяка приезжает в Российскую Империю.

Кадр из видео: https://www.youtube.com/watch?v=ZfSVnFXSX88

Кадр из видео: https://www.youtube.com/watch?v=ZfSVnFXSX88

Он видит ужасы издыхающего режима, он видит нового великого лидера, нового короля Артура – Владимира Ильича Ленина, поэтому снова принимает роль соратника и наставника. Однако Мерлину не очень комфортно работать в революционных кругах под настоящим именем, он придумывает псевдоним – Сталин. Но колдунья Моргана тоже не дремлет, она следует за Мерлином в образе Фейги Ройтблат (известной, как Фанни Каплан). 30 августа 1918 года она заряжает револьвер пулями, отравленными ядом британской саранчи и промахивается, попадая не в Мерлина (то есть Сталина), а в Ульянова (то есть Ленина). Каплан (то есть Моргану) хватают, убивают на Красной площади и сжигают в бочке с мазутом, её пепел разлетается по свету.

Кадр из видео: https://www.youtube.com/watch?v=ZfSVnFXSX88

Кадр из видео: https://www.youtube.com/watch?v=ZfSVnFXSX88

Ленину всё хуже и хуже, а Сталин понимает, что теперь у него не остаётся другого выхода, кроме как взять управление страной на себя. И наступают чудесные, неповторимые годы, впервые в мировой истории государством управляет великий волшебник. Как грибы вырастают новые заводы, по велению палочки реки поворачиваются вспять, в домах загорается электрический свет, все-все, от мала до велика, становятся образованными, в считанные месяцы осваивается Арктика, и герои на белоснежных самолетах пролетают над полюсом и приземляются в США.

Кадр из видео: https://www.youtube.com/watch?v=ZfSVnFXSX88

Кадр из видео: https://www.youtube.com/watch?v=ZfSVnFXSX88

Начинается война, которую лучше не показывать, чтобы не сесть в путинскую тюрьму, а затем феноменально стремительное восстановление Ленинграда, Сталинграда, да и всей остальной страны. Мерлин полон сил, он уже всерьез задумывается над космической программой, когда к нему в форточку залетает пепельная крошка Морганы. Волшебник делает глубокий вдох и снова впадает в глубокий сон. Остаётся только ждать, когда он снова проснётся и когда наступят светлые десятилетия.

А вдруг такой сценарий будет восторженно встречен аудиторией старшего возраста? Ведь это гораздо более увлекательная история, чем трубка, усы и тоскливые совещания генералов.

Шагнём в сторону гротеска, подумаем над драмой — «Сталин – кальмар».

Черты образа:

  • Классическая голова Сталина, в фуражке, с усами и с трубкой, насаженная на тело обыкновенного кальмара;
  • Кальмар умеет подписывать документы, но всегда оставляет на бумаге сырые разводы;
  • Общается кальмар также, как Стивен Хоккинг, с помощью мощнейшего компьютера.

Обратимся к сюжету.

К концу 1923 года, когда становится понятно, что преемником Ленина будет кальмар с партийной кличкой Сталин, советские ученые, опережающие весь мир в области высоких технологий, приступают к разработке сверхмощного компьютера для озвучивания мыслей кальмара. Об этом узнаёт режиссер Сергей Эйзенштейн, у которого моментально созревает идея сделать фильм-биографию о гениальном моллюске, покинувшем родную стихию ради власти. Разговор Эйзенштейна и Сталина длится более трёх часов, но постановщик так и не получает разрешения экранизировать политический путь кальмара, правда ему согласуют другой фильм о воде – «Броненосец Потемкин».

Кальмар быстро влюбляется в новое искусство — кино, следит за каждой премьерой. Особенно его впечатляют фильмы: «Волга-Волга», «Тихий Дон», «Чужой берег», «Ледолом», «Восстание рыбаков», «У самого синего моря», «Морской пост», «Моряки», «Степан Разин», «Александр Невский» — ведь в них есть… вода.

Кадр из видео: https://www.youtube.com/watch?v=ZfSVnFXSX88

Кадр из видео: https://www.youtube.com/watch?v=ZfSVnFXSX88

В 1940-х Эйзенштейн снова встречается с кальмаром-Сталиным, чтобы согласовать фильм о человеке, которого кальмар считает своим учителем, об Иване Грозном. Начинаются масштабные съёмки двухсерийной эпопеи. Первая часть, выпущенная в 1944 году, приводит кальмара в восторг! Он выдает режиссеру Сталинскую премию I степени. А вот вторая часть вызывает у кальмара недоумение – между кадров он видит намёк на то, что Иван Грозный тоже был кальмаром. Он пытается убедить себя, что это все его собственные домыслы, но натура моллюска берёт верх. Сергей Эйзенштейн стремительно умирает. В финальной сцене аквариум стоит в роскошных покоях, а сам главный герой держится щупальцами за голову и с помощью компьютера восклицает: «Он понимал меня! Только он понимал меня!».

Кадр из видео: https://www.youtube.com/watch?v=ZfSVnFXSX88

Кадр из видео: https://www.youtube.com/watch?v=ZfSVnFXSX88

Вероятно, последняя история слишком гротескная. Но главное, что мы хотели сказать, такие фильмы можно снимать и даже необходимо. Разве это незаметно, как молодое поколение относится к фильмам о советском прошлом? «Господи, опять о войне? Конечно, я не буду это смотреть? Снова об оттепели? Как же оно достало!». И кто же в этом виноват? Сами молодые люди, которые слушают другую музыку и с детства пользуются совсем другими технологиями, или искусство, которое в параноидном страхе не может предложить ничего нового?

© 2014-2021 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018