«Кино-Панк» рассматривает три фильма ужасов, которые стремятся не только напугать зрителя, но и порассуждать вместе с ним на важные социальные и философские темы.
Триллеры и фильмы ужасов традиционно считаются уроженцами исключительно развлекательного жанра. Они воспринимаются как аттракцион «Американские горки»: такие картины смотрят, чтобы получить ударную дозу адреналина и, как следствие, отвлечься от собственных проблем и расслабиться. Поэтому многие фильмы ужасов практически дублируют друг друга сюжетно – зачем придумывать что-то принципиально новое, если в итоге у зрителя все равно душа уходит в пятки? Но некоторые кинематографисты не хотят делать проходные фильмы и снимают другие картины, смысл в которых не менее важен, чем сама «страшилка». Благодаря таким фильмам становится понятно, что жанровые особенности триллеров могут стать отличными инструментами для рассмотрения важных, глубоких проблем и вопросов. Вот три примера таких неглупых картин.
«Прочь» (Get Out, 2017)
В центре сюжета – темнокожий парень по имени Крис, который едет знакомиться к родителям своей девушки Роуз. Мама – психотерапевт, а папа – нейрохирург – уважаемые люди, которые живут в большом особняке, напоминающем колониальный. Сначала Крису кажется, что его искренне рады видеть, но потом понимает, что стал жертвой ужасного эксперимента. Роуз, работающая приманкой, привозит темнокожих парней домой, ее мать гипнотизирует их, а отец оперирует и переносит душу и ум своих пожилых друзей (тех, кто больше всех заплатил на аукционе) в новое, здоровое и красивое тело. В этом фильме, конечно, затрагивается тема межрасовых отношений и конфликтов. Режиссер высмеивает стереотипы родом из рабовладельческой колониальной Америки, но делает это без осуждения белых людей: напротив, неестественность происходящего на экране дает понять, что предрассудки совершенно неуместны в наше время. Вскрываются истинные причины расизма – алчность и гордыня, которые лишают людей разума и оставляют только напускную толерантность. Фильм получился не только страшным, но и сатирическим – и, безусловно, глубоким.
«Тихое место» (A Quiet Place, 2018)
Этот ужастик получился необычным и напряженным – потому что он очень тихий. Дело в том, что в постапокалиптическом мире, в котором живет семья главных героев, нельзя издавать громкие звуки. Монстры, которые заполонили Землю, не имеют зрения и обоняния, но зато обладают феноменальным слухом. Остановить их или сбежать практически невозможно, поэтому выжившие учатся жить в абсолютной тишине: ходят по тропам из песка, говорят на языке жестов, делают в подвалах звукоизоляцию. Но маленькие дети не способны понять опасность, которая им грозит, и однажды младший сын семейства запускает музыкальную игрушку, когда семья идет домой. Монстр убивает мальчика, а его сестра чувствует себя виновной в его гибели: именно она позволила брату взять игрушку с собой. Так фильм запускает сразу две серьезные темы – об ограничении возможностей человека и о чувстве вины за смерть близкого. Однако обе они сводятся к концу фильма в одну линию, которая рассказывает о преодолении. Герои преодолевают себя, чтобы справляться с опасностью, а не прятаться от нее в тишине. Девочка преодолевает свою вину перед братом, когда находит способ убивать монстров. Так картина подводит аудиторию к главному выводу: нельзя бежать от проблемы и адаптироваться под нее – только смелость и сила воли смогут принести облегчение. Важно, что именно тактика избегания считается психологами наиболее бессмысленной при решении любой проблемы – поэтому фильм может стать наглядным доказательством этому заявлению.
«Оно» (It, 2017)
Об экранизации одного из самых известных романов Стивена Кинга не знает только ленивый. Уже сама книга является доказательством того, что страшное может не только развлекать. В фильме затронуты, пожалуй, все возможные аспекты взросления: внутренние конфликты и комплексы, проблемы изгоев и жертв детской жестокости, непонимание и невнимание со стороны взрослых, но самое главное – борьба со своими страхами. Именно поэтому фильм и книга называются «Оно», то есть нечто неопределенное, то, с чем приходится сталкиваться каждому, но что для всех разное. Тот факт, что монстр принимает обличье клоуна, намекает на один из популярных детских страхов, олицетворяющий угрозу, которая прячется под маской безобидного шутника. Двусмысленность этого образа очень важна в этой картине – потому что таким образом главные герои знакомятся с лицемерием мира, двойными стандартами, неискренностью, на которую не способны дети. Поэтому «Оно», хоть и может быть слишком страшным и жестоким для ребенка, может рассказать ему о действительно важных для него вещах, а взрослому напомнит о том, как важен этап взросления в жизни каждого.