КИНО-ПАНК

Вечер сокровенного кино: открытие кинофестиваля «Зимний»

В Москве состоялось торжественное открытие кинофестиваля «Зимний». Фестиваль был организован Министерством культуры, то ли на замену прекратившемуся «Кинотавру», то ли просто для поддержки отечественных кинематографистов в новых реалиях. Александр Николаенко провёл несколько дней на фестивале, чтобы узнать, каков он – праздник российского некоммерческого кино в 2022 году.

Программным директором фестиваля выступила продюсер и руководитель «Москино» Наталья Мокрицкая. Стоит отметить, что в отличие от Никиты Михалкова, которого невозможно было встретить на ММКФ, Мокрицкая была постоянно на виду: общалась с гостями, произносила приветственные слова, курировала форум киношкол, представляла жюри. Председателем жюри был приглашён режиссёр Алексей Герман-младший, за полчаса до церемонии в фойе кинотеатра просивший молодых ребят называть его просто Лёша. В команду Германа вошли: актёры Елена Лядова и Никита Борисов, оператор Владимир Климов, писатель Дмитрий Данилов.

© Кино-Панк

© Кино-Панк

Из известных гостей фестиваль посетили Иван Макаревич, Алексей Чадов, Виктор Сухоруков, Лянка Грыу, Ирина Розанова, Марина Зудина и многие другие деятели культуры и искусства. Церемонию открытия как-то скомкано и постоянно подглядывая в бумажку провёл актёр Гела Месхи. В целом, церемонии открытия – не самая сильная черта российских фестивалей. «Западные ворота», ММКФ, «Новый сезон» – в этом году везде вместо воодушевляющего старта получался торжественный балаганчик.

Затем на сцену поднялись Любовь Аркус (режиссёр), Константин Эрнст (продюсер) и Надежда Васильева (вдова Алексея Балабанова), чтобы представить фильм открытия «Балабанов. Колокольня. Реквием». Любовь Аркус отметила:

«Это фильм, жанр которого я бы, наверное, назвала сокровенный. Это фильм прощание. Но не только. Это фильм про то, что такое художник. Я смогла его закончить, только потому что начались события, к которым привязывали Лёшу в совершенно неправильном контексте, даже в прямо противоположном. Дело не в том, что происходит в нашей стране, дело не в Лёше, а дело в том, что политика, геополитика, политика во всём мире во все времена, в средневековье, в возрождение, в Советском Союзе и у нас сейчас… И что такое искусство? Это две совершенно противоположные вещи, я не преувеличиваю, политика – это плоскость, а искусство – вертикаль. Глубина».

Кадр из фильма «Балабанов. Колокольня. Реквием»

Кадр из фильма «Балабанов. Колокольня. Реквием»

Фильм Аркус начинается с краткой авторской трактовки всех фильмов мастера, а потом переключается на летопись последних двух лет «с ним» и года «без него». Камера фиксирует съёмки прощального «Я тоже хочу», домашнюю обстановку Балабанова, семейное путешествие в Сербию. Многие преданные поклонники Алексея Октябриновича, вероятно, только из фильма Аркус узнают, что страшный диагноз был поставлен ещё в 2011 году, и что слова о приближающейся смерти на пресс-конференции в «Порядке слов» не были мрачной шуткой.

«Балабанов. Колокольня. Реквием» завершился под крайне сдержанные аплодисменты. И это вовсе не потому, что фильм плох. Он безупречен. Просто зрелище это непростое. В зале вместо оваций блестели тихие слёзы. Отбивать ладони этим вечером было как-то неуместно. Говоря честно, фильм снова разбудил те чувства, которые пришлось пережить 18 мая 2013 года, когда не стало главного кумира нашей юности, которому хотелось подражать и обязательно, как он связать жизнь с кино, а если не хватит таланта, то с киножурналистикой.

Уже на обратном пути по пустынному Арбату пришла мысль, что отечественным фестивалям не хватает полировки. Найти более убедительного ведущего, вовремя включить микрофон, организовать дополнительные места в гардеробе. Даже обидно, что на все эти мелочи приходится обращать внимание, потому что праздник случился, и было бы здорово, если бы он перерос в ежегодную традицию.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018