КИНО-ПАНК

Вход свободный: фестиваль сериалов как новая форма диалога

В культурной жизни Сочи за одно лето произошло два громких события, которые так или иначе потрясли всех, кто пишет о кино или им живет. Первое (беспрецедентный случай) – это отмена «Кинотавра». Фестиваля, который на протяжении 33 лет был и оставался единственной площадкой, где происходил системный анализ хорошего российского кино. Второе событие – старт уже другого кинопроекта – фестиваля «Новый сезон», не менее релевантного, но по формату скорее гибридного: включившего в программу конкурса не только картины полного метра, но и пилотные эпизоды российских многосерийных фильмов. Объединяет эти два на первый взгляд разных проекта Полина Зуева. Бессменный продюсер и директор сочинского «Кинотавра» теперь возглавила «Новый сезон».

Что общего у авторского кино, где живет свободный слог и свободное высказывание, и у онлайн-кинотеатров, которые не так уж часто вписываются в структуру фестивальных поэтик? Как вообще эти две категории – национальный смотр и стриминговый продакшен – могут соседствовать? О вечных ценностях и вечной теме – погубят ли сериалы киноиндустрию, или напротив, дадут ей вторую жизнь – в новом материале Ольги Одишаровой.

К слову, фестиваль онлайн-кинотеатров «Новый сезон» пройдет в Сочи с 18 по 23 сентября. Здесь крупнейшие российские платформы – START, KION, Okko, Кинопоиск, Premier, IVI, More.tv – покажут премьерные серии сериалов сезона 2022-2023, как готовые, так и те, что все еще находятся в производстве. Медицинская драма «13 клиническая», исторический триллер «Пансион», драма Романа Волобуева «Аврора», мелодрама «Надвое» Петра Тодоровского, новый проект Александра Молочникова под рабочим названием «М», подростковые и исторические проекты – тематические и социальные интересы сериальных авторов стекаются в одну точку: к обстоятельствам жизни. Не исключено, что многие из них даже могут выйти в формате телевизионного показа.

Кроме многосерийных проектов в программу конкурса вписаны смотры новых полнометражных фильмов, всего их семь. Организаторы уверяют: так фестиваль решает свою главную задачу – объединяет премьерный сериальный контент и новейшее российское кино на одной площадке, для того, чтобы понять, каким образом и в каких местах они могут взаимодействовать с реальной аудиторией, войти в зону здоровой конкуренции, протестировать проекты и «наладить внутрииндустриальные связи».

Но в конечном счете, главная идея любого вообще фестиваля все же строится на том, чтобы делать открытия и поддерживать новые имена, задавать или определять тренды. Часто объединенные одной актуальной темой, кинофестивали становятся отражением времени, главной доминантой влияния на киноиндустрию и зрителя. Например, Берлинский кинофестиваль включает в конкурс киноленты, поднимающие геополитические проблемы, а на российский смотр «Послание к человеку» дебютанты и состоявшиеся мастера направляют работы, где главная идея — это гуманистические ценности. Фестиваль становится формой доверительного диалога.

Если говорить о содержании «Нового сезона», то он претендует на нечто большее, чем просто беседа со зрителем. Скорее, это попытка нащупать новые ориентиры и оставить место для больших маневров. Выгодно выделяться на фоне российского фестивального кино, пусть даже многосерийного, значит не просто научиться делать мгновенный снимок эпохи, а спроектировать огромный новый мир – прошлый или будущий, реальный или мифологический – и пригвоздить рядом табличку «Вход свободный». Для каждой аудитории – своя вселенная, и зритель здесь главный заказчик.

Есть еще, среди прочих, группа самых активных зрителей – молодое поколение зумеров, которое сейчас является одной из самых важных в смысле коммерческого заказа. Эту тенденцию очень своевременно уловил стриминговый сервис Start, запустив некоторое время назад молодежную линейку сериалов StartYoung – смелых и откровенных проектов о хрупкости взросления и не только – для тех, «кто шарит и шэрит». Одна из премьер такого кино – драма Наталии Мещаниновой «Алиса не может ждать» о девочке-подростке, которая пытается спрятаться за красивыми иллюзиями от неизбежной слепоты. Пилотные серии будут показаны на «Новом сезоне», и к слову (подслушано), станут большим киношным событием.

Но есть ли вообще объективные и точно измеряемые критерии, по которым можно предугадать успех того или иного проекта? Убеждение, что сериал, кроме инструментов и способов воздействия, ничего общего с настоящим кино не имеет, уже давно опровергнуто, как главный миф индустрии. Если сериал это больше, чем бытовая байка, и в сложной материи кинодрамы мы видим настоящие жанровые превращения, если режиссер настолько талантлив, что может упрятать в разрешенную тему любое свое авторское видение, то перед нами – большое кино, в каком бы виде оно не подавалось: хоть в скринлайфе, хоть в веб-коротышках или даже кросс-медиа форматах.

В конце-концов многие учатся ремеслу именно на сериальных проектах. Там появляются и растут новые операторы, заявляют о себе начинающие сценаристы, дебютируют новые режиссеры и актеры-новички. Постепенно конфликт и противоречия между двумя формами хорошего кино – полнометражного и многосерийного – стираются и сходят «на нет». А значит, в здоровой, грамотно и экономически обустроенной кинематографии, сериал и фильм все-таки становятся равными составляющими большой фестивальной индустрии.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018