КИНО-ПАНК

Запоздалые слова о прославленном кинематографисте: умер Вольфганг Петерсен

Этот текст должен был выйти вчера утром, но я удалял и переписывал его пять раз. Когда умирают постановщики такого масштаба, как Вольфганг Петерсен, любые слова кажутся нелепыми. «Подводная лодка», «На линии огня», «Самолёт президента», «Идеальный шторм», «Троя» – гениальность Петерсена заключалась в его избирательности. Он не работал с жанрами, которые не любил и не понимал. Он не заставлял зрителя хохотать или лить слёзы жалости, он показывал серьёзных мужчин, которые делают серьёзную работу, и поэтому получил от критиков негласный статус лучшего режиссёра мужского кино.

«Подводную лодку» я смотрел с блокнотом в руках, потому что запомнить все цитаты пятичасового фильма было немыслимо. Вероятно, точно также поступали голливудские драматурги, иначе не объяснить настолько явную преемственность более поздних проектов «Ю-571», «К-19», «Багровый прилив». Посмотреть «Лодку» и не превратиться в её фаната было немыслимо, ведь «Лодка» – необыкновенно стильное кино, серая Атлантика, серая субмарина, мрачный капитан, который не верит в победу нацизма, изнывающая от скуки команда и, самое главное, тупая бессмысленная война, которая разворачивается где-то за кадром. Кому нужна война? Что конкретно они получат в случае победы?

Кадр из фильма «На линии огня»

Кадр из фильма «На линии огня»

Шесть номинаций на «Оскар», и Петерсен переехал в США. У него играли Том Беренджер, Клинт Иствуд, Дастин Хоффман, Харрисон Форд, Джордж Клуни – все те актёры, что олицетворяют силу и крутость. Беренджер был безжалостным убийцей, Иствуд – телохранителем президента, тем самым, что бежит рядом с машиной на торжественных выездах, Хоффман – полковником, который приехал бороться с биологической заразой, Форд – президентом США, вызвавшем террористов помахаться один на один, Клуни – моряком, ведущим рыбацкую посудину в самый шторм. В 1990-е боевики строго делились на клоунские с Джеки Чаном, Стивеном Сигалом, Жаном-Клодом Ван Даммом и серьёзные, эталоном которых были работы Петерсена.

Кадр из фильма «Троя»

Кадр из фильма «Троя»

Когда в 2003 году мне на денёк дали посмотреть кассету «Троя», я даже не представлял, что исторический фильм может быть снят с таким размахом. Конечно, уже гремели «Властелины колец», но они казались сказочкой с эльфами, хоббитами, орками (а иногда и одним гоблином, который пытался их всех смешно переозвучивать за кадром). Но «Троя» представлялась совсем иным, более умным произведением, потому что история об Ахиллесе, Гекторе и Елене описывалась в самой «Илиаде» (прочитать «Илиаду», когда ты совсем юн, – это уже достижение), а ещё изучалась в школе.

Сейчас очевидна тенденция, как молодые и талантливые постановщики, активно перенимают режиссёрские манеры мастеров XX века. С. Крэйг Залер продолжает дело Джона Карпентера, Роберт Эггерс — Джорджа А. Ромеро и Уэса Крэйвена, а кто возьмётся за серьезные мужские боевики, как у Вольфганга Петерсена? И возьмётся ли кто?

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018