Стараниями Сарика Андреасяна, Марюса Вайсберга, Филиппа Коршунова, Дмитрия Дьяченко и других юмористов отечественного кино — словосочетание «российская комедия» превратилось в синоним безмерного безвкусия и беспощадного издевательства над зрителем. «Миллиард» Романа Прыгунова не оставляет столь ярких негативных эмоций, но и радости практически не приносит.
Сюжет посвящен успешному банкиру, биологические материалы которого были успешно распроданы в 1996 году женщинам, непонятно зачем, возжелавшим детей от незнакомого человека. Проходит 23 года. Банкир скрывает истинное богатство, переписывая его на партнера, а партнер умирает. Из Англии возвращается дочка партнера, и по праву наследования становится 100% владелицей бизнеса, и теперь единственный шанс банкира вернуть состояние – украсть из собственного банка во Франции завещание, по которому наследником будет объявлен он. Для криминальной вылазки банкир нанимает своих разбросанных по стране детей.
С первых кадров фильм создает отталкивающее впечатление. Рапидные (ускоренные) вставки, пафосные кадры со строгим, залитым лаком для волос, Машковым, вычурные гротескные образы детей. Как и всегда, в команде есть умник, отморозок, философ и длинноногая дивчина. Такой же набор фриков был в недавнем провальном трэше «Только не они». Много глянца, много плоских, не пробивающих зрительскую почву, шуток и одна сюжетная дыра (секретарша отказывается передать банкиру адрес сына, а он все равно приезжает к чаду на квартиру).
Но постепенно, сцена за сценой, маховик «Миллиарда» набирает обороты. В игру вступает энергичная, затягивающая история. Классическое повествование, когда весь фильм преступники готовятся к ограблению и в итоге виртуозно его совершают («Друзья Оушена», «Ограбления по-итальянски, по-британски, по-американски»), здесь трансформировано в лихой боевик. Даже подготовительные работы преподнесены легко, просто и с долей криминала.
Взлететь на трамплине под названием «Качественное кино» фильму мешает одна крохотная заноза – актерский талант Александры Бортич. Ничего сверхъестественного от актеров проходного кино не требуется: эмоции должны быть органичны, кривляния – органичны, поведение в лиричных сценах – органично. Условия съемочной площадки уютны и бархатны в сравнении с условиями театральной сцены. Режиссер нарисует линию, осветитель выставит лампы, монтажер обрежет лишнее; но каменную, искусственную, бьющую мимо интонаций, Бортич не спасают никакие круги. Как в образе дочки банкира в «Миллиарде», так и в образе брошенной девушки в «Любовницах» — она остается Рогнедой из «Викинга», висящей на заборе и орущей ругательства.
«Миллиард» — не тот проект, который хочется кому-то рекомендовать, но и не безделушка, несущая уныние и огорчение. Среднее, адекватное для современного упрощенного понимания юмора кино, которое заработает, конечно, не миллиард, но приличную кассу.