КИНО-ПАНК

Бессмертная «сказка наоборот» Марка Захарова: «Обыкновенное чудо»

28 сентября не стало Марка Захарова – советского и российского режиссера театра и кино, художественного руководителя Московского театра им. Ленинского комсомола. Его имя известно каждому россиянину, как и его фильмы – мудрые, добрые, теплые. «Кино-Панк» вспомнил один из них – «Обыкновенное чудо».

Этот фильм стал одним из ключевых произведений Марка Захарова. То, что он стал так популярен и любим зрителями – нисколько не удивительно. Скорее, это вполне закономерное следствие всех составляющих этого кино: самой истории, ее композиции, визуального воплощения, актерской игры. И очень большого, личного, эмоционального вложения сил режиссера, которое заметно в каждом кадре – и потому картина получилась такой искренней и сказочной.

Кадр из фильма «Обыкновенное чудо»

Кадр из фильма «Обыкновенное чудо»

История, которую до Марка Захарова экранизировал, но менее успешно, Эраст Гарин, была придумана писателем Евгением Шварцем. Сказка была написана в формате пьесы и, будучи поэтичным, волшебным рассказом, исполненном в театральном жанре, требовала такого же театрального обращения, с элементами абсурда, небывальщины. Марк Захаров, как режиссер театра, почувствовал эту необходимость и воплотил на экране не просто сценарий, а создал постановку. Получился замечательный парадокс: неприкрытая театральность картины заставляет намного сильнее поверить в сказку, чем любой реалистичный кино-подход. Как это получилось?

Во-первых, атмосферу создают детали в кадре, простые, таинственные, сразу отсылающие зрителя к сказочным канонам: часы, зеркала, странные рисунки, загадочные листы. Во-вторых, театральности кадру добавляет взаимодействие со зрителем, практически интерактив: обращение актеров (вроде бы в пустоту, а вроде бы и к аудитории), постоянный, зачастую негласный призыв представить сказку, подготовиться к волшебству, предположить, случится ли чудо? А что, если случится?

Кадр из фильма «Обыкновенное чудо»

Кадр из фильма «Обыкновенное чудо»

Но эта сказка отличается от всех других, давно известных и приевшихся, своим ощущением грусти, рассуждением о невозможном и лишь только робкой надеждой, что невозможное может исполниться. Фильм даже можно назвать «сказкой наоборот» — в которой поцелуй не служит избавлением от проклятья, а наоборот – выявляет его. В этой истории нет традиционного легкого решения, приятного со всех сторон, как привычный хэппи-энд – и потому-то она становится такой пронзительной и настоящей. В истории есть знакомая многим влюбленным боязнь собственных чувств, которая есть у Медведя, нежелание идти на риск ради любви – и сожаление об этом. И формат «лабораторной истории», которую создает Волшебник, помогает препарировать и показывать эту и многие другие слабости. Среди них и инфантильность Короля (на взрослом языке – нежелание принимать ответственность и использовать свои возможности во благо), и цинизм Министра-администратора (бесчувственная жадность), и даже проблемы самого творца – Волшебника (творческий кризис, потеря контроля над своей жизнью и попытка «отыграться» с помощью творчества, создав трагичный рассказ). Почти для каждого героя истории необходимо «обыкновенное чудо» — потому что оно спасает далеко не только Медведя и Принцессу. Возможно даже, что именно факт того, что сказка выходит из-под контроля меланхоличного Волшебника, является самым удивительным чудом в картине Марка Захарова. Именно в этом событии – неподконтрольном чуде – кроется та самая неожиданность и гениальность рассказа. Зритель, привыкший к правилам сказок, готов поверить во всемогущество творца, создателя истории. И именно разрушение этого канона заставляет его поверить в невозможное, но в итоге кажущееся таким естественным «обыкновенное чудо».

Кадр из фильма «Обыкновенное чудо»

Кадр из фильма «Обыкновенное чудо»

И, конечно, еще одна составляющая фильма, сделавшая его уникальным и таким красивым – подбор актеров и их игра. Марк Захаров выбрал настолько подходящие типажи для каждого героя, что зрителю уже почти невозможно представить, кто мог бы сыграть безответственного, избалованного короля лучше, чем Евгений Леонов, кто мог бы сделать голос и жесты более сальными и вкрадчивыми, чем Андрей Миронов, кто мог бы показать мудрость и слепоту человека, ослепленного жизненной тоской, реалистичнее, чем Олег Янковский.

Таким и получилось это кино, ставшее, возможно, ключевым в понимании творчества Марка Захарова. С театральными элементами, сказочной атмосферой, с глубоко психологичными действиями и диалогами персонажей (о смысле которых и зрители, и критики могут говорить часами) и типажами героев, которые воплощают собой и архетипы, и индивидуальные портреты. И осень – лучшее время для того, чтобы пересмотреть фильм «Обыкновенное чудо» и еще раз вспомнить одного из самых талантливых режиссеров нашей страны.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018