26 сентября на российские экраны выйдет неспешный, тягучий фильм об отношениях, долге и побеге от себя — «После свадьбы». «Кино-Панк» рассказывает, как новая картина умещает в себе все эти темы.
На самом деле, «После свадьбы» — не оригинальная идея, а ремейк одноименного датского фильма 2006 года. И потому в картине присутствует явный нордически-европейский оттенок: рассмотрены сложные, неоднозначные жизненные ситуации, личная трагедия и, в целом, акцент истории стоит на внутреннем мире персонажей – он куда важнее, чем внешние обстоятельства.
В этом смысле картина идет вразрез с трендами последнего времени, когда общественные интересы, движения и группы кажутся более важными, чем личные интересы. Возможно, поэтому, зрителей, которые не видели оригинальную версию, фильм удивит. Начинается картина в Индии, где главная героиня, Изабель (Мишель Уильямс), самозабвенно занимается развитием детского приюта. Она сильно привязана к детям, и особенно к одному мальчику, поэтому не хочет покидать его ни на минуту. Однако, когда крупная компания в Нью-Йорке предлагает приюту финансирование, Изабель вынуждена уехать, чтобы получить деньги для дела своей жизни.
Несмотря на то, что завязка, кажется, кроется именно в приюте Изабель, упоминаний о нем больше практически не будет, он станет только фоном для других событий. Более того, в ходе сюжета зрителю объяснят, что благородные помыслы героини – не ее истинные желания (хотя она действительно хочет помогать детям), а попытка убежать от себя самой и от своего ребенка, которого она бросила сразу после рождения.
Именно со своей дочерью Изабель случайно встретится на ее же свадьбе. Выясняется, что, родив ребенка слишком рано, героиня решила, что лучше всего будет отдать ее на усыновление. Заставив отца дать обещание устроить дочь в другую семью, Изабель сбегает в Индию. Она выглядит, как человек, считающий, что его решение было абсолютно верным, хотя подробностей для зрителя почти не дано, и каждый должен решать сам – осуждать героиню или нет. Однако легко догадаться о том, что Изабель, хотя и смелая и прямолинейная, на самом деле – глубоко испуганная, несчастная женщина, из последних сил отказывающаяся признать, что допустила ошибку. Она берет на себя ответственность за целый приют, стараясь покрыть безответственность перед собственной дочерью. Для создателей фильма было очень важно продемонстрировать эту отчаянную сублимацию материнской любви и, конечно, поэтому для картины так важна была сильная актерская игра.
И действительно, талант Мишель Уильямс и Джулианны Мур выводит фильм на другой уровень. Изабель сыграна филигранно точно, показана и ее прямота – в голосе и поступках, и в то же время надломленность, скрытый стыд и страх – в ее характерном поеживании, наклоне головы, вечной попытке завернуться в вуаль или шарф на индийский манер. Джулианна Мур, играющая приемную мать дочери Изабель, сделала свою героиню раскованной, здравомыслящей и нарочно бросающейся на задачи и проблемы. Как успешная бизнесвумен, она не боится жить и верить, проблемы решает открыто и, напротив, берет на себя такую ответственность, которая ей не по плечу.
Картина очень точно показывает, каким становится человек в зависимости от того, кем был воспитан. Изабель выросла в приюте и ее пугает настоящая, «правильная» семья, которой она никогда не видела. Она воспринимает только большие коллективы вроде детского дома, которым управляет в Индии. Ее дочь же, напротив, понимает, что только настоящая семья и искренность подойдут для нее. Она не станет терпеть плохое отношение к себе, но вместе с тем боится допустить ошибку – на примере своей идеальной (хоть и наполовину неродной) семьи она опасается быть хуже, боится признать, что допустила ошибку, выйдя замуж за человека, который ее не понимает.
Так в картине проявляется ее основная идея, связанная с чувством долга, побеге от своих обязанностей, страхом перед собственными ошибками. Создатели не делали персонажей героями или антигероями, для них важнее было показать взаимосвязь между человеческими поступками и их последствиями, продемонстрировать хрупкость детей и надломленность их родителей. И главное, показать, что человеку важно быть смелым, важно любить себя и, конечно, брать ответственность за все, что он делает – случайно или намеренно.
Возможно, из-за некоторой нравоучительности и наставительности эта картина все же кажется несколько затянутой. Диалоги развиваются долго, по несколько минут, напряжение растет, пожалуй, слишком медленно. Фильм получился почти медитативным, в то время как его тема предполагает драму персонажей, резкие эмоции, сожаления, обиду, боль. Но даже несмотря на отличную игру актеров, надрыва в «После свадьбы» не ощущается. Наверное, стоило сделать картину чуть более динамичной – хотя, с другой стороны, именно медитативных фильмов в американском кинопроизводстве становится все меньше.