В преддверии Нового года на экраны выходит комедия «Холоп» — от создателя картин «Салют-7» и «Текст» Клима Шипенко. Мария Михайлова выясняет, сможет ли новая комедия о перевоспитании мажора подарить зрителям новогоднее настроение.
Завязка истории такова: сын миллиардера Гриша с отвратительным поведением и испорченным характером считает себя центром вселенной и вот-вот перейдет все возможные границы, попав в неприятности, из которых ему будет уже не выбраться с помощью денег и статуса. Его отец, обеспокоенный такой ситуацией, решает проблему нестандартно: с помощью психотерапевта и целой съемочной команды он создает для сына имитацию русской деревни 19 века, в которой Гриша должен ощутить на себе все трудности низшего социального положения. Парень не будет знать, что происходящее вокруг него – постановка, и стрессовые условия должны заставить его пересмотреть свою жизнь и поведение.
Первое, что бросается в глаза при просмотре – в главном герое Грише хорошо узнается персонаж из совсем еще недавнего «Текста»: типаж избалованного мажора, инфантильного, зависимого от соцсетей и гаджетов, не видящего рамок дозволенного. Только на этот раз Клим Шипенко постарался уйти от драматизма и пафоса и обыграть тот же характер уже в комедийном кино – и это, пожалуй, действительно удачное решение, которых в «Холопе» не так уж и много.
Режиссер вообще не стал мудрить с характерами и актерами, которые исполняют эти роли. Иван Охлобыстин отыгрывает харизматичного и слегка циничного психотерапевта, Александра Бортич выступает в не менее привычном амплуа девушки, которая появляется, чтобы навсегда изменить жизнь главного героя благодаря любви, а Александр Самойленко чувствует себя в роли обеспокоенного отца-олигарха слишком уверенно, чтобы это выглядело хоть немного ново. В итоге актерский состав выглядит почти до непристойности избито и банально, а у зрителя возникает ощущение, что он смотрит компиляцию из самых приевшихся за последнее десятилетие российских картин – особенно с учетом того, как активно «Холопа» рекламируют на государственном телевидении (подобно «Викингу», «Тексту» или «Елкам»). У насмотренного зрителя такой подход к съемкам должен вызвать по меньшей мере уже знакомое чувство отторжения, и это даже несмотря на некоторые интересные сценарные элементы.
Действительно, со сценарной точки зрения, местами «Холоп» выдает интересные элементы. Неплохо выглядит ветка со съемочной площадкой, где психотерапевт с отцом следят за Гришей и пытаются регулировать сценарий постановки. При этом Клим Шипенко затрагивает сразу две интересные темы: попытки отца разгадать секрет своего ребенка, понять его мир и ценности, и концепт «фильма в фильме», который может, при должном подходе, с интересной стороны раскрыть и высмеять кухню реалити-шоу. Но режиссер до конца не раскрывает ни ту, ни другую ветку: его основное внимание сфокусировано именно на похождениях главного героя и на основной теме «исправления мажора», которая, в отличие от перечисленных, выглядит избитой, неинтересной и слишком «негибкой» для того, чтобы с ней можно было сочинить что-то новое и оригинальное. Получается, что «Холоп» сам же, вполне сознательно, делает себе хуже, теряя зачатки интересных идей в угоду совершенно массовой и проходной истории. Неизвестно только, для чего съемочная команда пошла по этому пути – то ли в угоду целевой аудитории, которая, по ее мысли, не готова к чему-то свежему и яркому, то ли из-за нехватки времени, то ли просто из нежелания работать над новыми направлениями, когда есть старые – понятные и хорошо разработанные.
Непонятно также и то, почему создатели так хотели выпустить картину именно к Новому году. И дело не только в том, что в «Холопе» совершенно нет новогоднего антуража, но и в самой идее фильма. От новогоднего кино зритель традиционно ожидает волшебства, чуда, череды счастливых случайностей, которые приведут героев к светлому будущему. В «Холопе» же с главным героем не случается чуда – все его преображение, пусть и не идеально, с неожиданностями, но срежиссировано, продумано заранее. Да и сам герой меняется не сознательно, а почти насильственно – что само по себе вполне понятно и объяснимо, учитывая его поведение. Но в таком случае от новогоднего чуда в картине не остается ни грамма – только привычная воспитательно-поучительная комедия на давно избитую тему.