Кино-панк

Его мультфильм о герое Великой Отечественной посмотрело более 5 миллионов человек. Интервью с Олегом Олеговичем Титберия

Более пяти миллионов человек посмотрело в YouTube анимационный фильм «Колобанов. Бой под Войсковицами», посвященный герою Великой Отечественной войны — Зиновию Григорьевичу Колобанову*. Элина Позднякова встретилась с автором проекта – директором студии «Дар» Олегом Олеговичем Титберия.

С чего началась работа вашей анимационной студии? Как пришло решение создать ваш первый проект – фильм-реконструкцию «Колобанов. Бой под Войсковицами»?

Все началось в 2009 году, когда я вернулся из армии. Я отслужил, и передо мной встал вопрос, чем заниматься дальше. У меня с друзьями уже была студия, и мы хотели запустить какой-нибудь масштабный проект. Обсуждали различные идеи, изначально планировали создавать мультфильмы. И как-то раз мой отец предложил: «А не хотите ли сделать анимацию про героя войны, Колобанова?» На тот момент я ничего не знал о Колобанове, стало даже немного стыдно. Отец посоветовал поискать литературу, почитать. Вскоре я нашел информацию, хотя в 2009 году её было крайне мало, поэтому поехал в Гатчину, на места легендарного боя. Там находилась школа, в которой проходили встречи ветеранов и которую неоднократно посещал Колобанов, в ней хранились многие документы.

Мы снимали Колобанова в течении четырех лет, с 2009 по 2014 год, и во время работы над фильмом произошло интересное совпадение. У моего отца есть музей во Всеволожске (музей «Битва за Ленинград» имени З.Г. Колобанова), в котором реставрируется военная техника. И как раз в ноябре 2011 года сотрудниками музея со дна Невы был поднят тяжелый танк КВ-1. Вскоре был найден номер этого танка и установлено, что один из членов экипажа еще жив. Это был радист-стрелок Владимир Федорович Мельников. Оказалось, что он принимал участие в легендарном бое Колобанова. Мы встретились с Владимиром Федоровичем, познакомились, он нам многое рассказал про битву. Так совпало – начали делать фильм, одновременно с этим нашли ветерана, и материал получился очень насыщенный.

На данный момент «Колобанов. Бой под Войсковицами» имеет пять миллионов просмотров на YouTube. Рассчитывали ли вы, что ваш первый проект обретет такой успех?

Наверное, нет. Изначально мы планировали выпустить его в кинотеатрах, но в процессе монтажа поняли, что все-таки он не подходит. Во-первых, хронометраж не тот, во-вторых – качество не дотягивало до кинотеатрального уровня. Думали распространять его на дисках, продавать, но и эта идея не прижилась. И в итоге решили просто выложить в общий доступ, бесплатно. Конечно, мы ничего не заработали, но с другой стороны сделали благое дело, потому что, если зайти в интернет и написать «Колобанов» – первым в списке появляется именно наш фильм. Также опубликованы документальные картины, но в них даже не показано, как выглядел тот бой под Войсковицами. Поэтому «Колобанов» – единственный материал, который отображает, как все это было.

© «Кино-Панк»

© «Кино-Панк»

На момент выхода «Колобанов» в плане видеоанимации был уникальным проектом, он сразу начал набирать просмотры, примерно по миллиону в год. Если сравнивать сегодня с популярными блоггерами – это ерунда, но для того года, для такого материала, это был существенный рост. Нам во многом помог Дмитрий Пучков, Гоблин. Мы с ним познакомились и попросили помочь в пиаре. Он разместил фильм на страничке VK и на сайте. А еще подключилась студия Wargaming, которая делает World of Tanks, они разместили фильм в своей группе с огромной аудиторией. Но мы к ним не обращались, они сами все сделали.

После «Колобанова» вы постепенно ушли от 3D анимации, и стали заниматься в основном виртуальной реальностью. С чем связаны такие изменения?

На тот момент было уже много студий, которые занимались анимацией, анимационными роликами, различными клипами. Тема была насыщенная, даже перенасыщенная, была значительная конкуренции на рынке, поэтому мы решили попробовать другую область. И она нам показалась, и сейчас кажется, более интересной. В 2018 году мы сделали проект «Бой за Невский Плацдарм», как демонстрацию наших возможностей. Хотелось показать, что можно использовать виртуальную реальность на уроках истории, и мы взяли фрагмент Великой Отечественной войны и воплотили его в VR.

© «Кино-Панк»

© «Кино-Панк»

То есть сейчас ваша основная цель – внедрить виртуальную реальность в образование?

Да, мы хотим внедриться именно в образование, чтобы в каждой школе, в каждом университете или институте был класс виртуальной реальности, и там были показаны моменты из истории, фигуры из геометрии и еще многое. Читать историю – это одно, а видеть – другое. Сегодня распространено видео 360 градусов, когда нужно надевать очки и крутить головой, но это просто видео, которое не позволяет ни с чем взаимодействовать. А в виртуальной реальности можно прикоснуться к миру.

© «Кино-Панк»

© «Кино-Панк»

А еще можно внедрить виртуальную реальность в промышленность. Чем отличается промышленность от какой-либо иной отрасли? Тем, что она опасна, люди могут получить различные травмы на производстве. А в виртуальной реальности можно проходить стажировку, не подвергая себя опасности. Например, на атомных реакторах изучать, как их обслуживать. Надеть очки, и по инструкции заменять какой-нибудь стержень. Или портовая тематика. В порт просто так не попасть, это таможенная зона, студентам нужно получать разрешения, и они не могут прийти посмотреть, как работает тот же кран. А так – вполне реально надеть очки, залезть на кран, управлять им, отрабатывая моторику рук.

Помимо разработки подобных глобальных проектов, вы же еще и частные услуги предоставляете. Часто ли обращаются за VR-продуктами?

Конечно, клиенты обращаются, но они чаще всего не совсем понимают, что хотят и сколько это стоит. Например, просят сделать презентацию квартала, чтобы клиент мог по нему ходить, заглядывать в любой дом, смотреть квартиры, но ставят крохотные сроки и предлагают копеечные суммы, а бюджет таких работ начинается как минимум от миллиона. И так практически всегда, люди не догадываются сколько это стоит, думают, что все быстро и легко. Поэтому мы больше работаем с теми клиентами, с которыми уже когда-то сотрудничали.

© «Кино-Панк»

© «Кино-Панк»

Но при этом ваша студия в 2018 году даже на выставке в Китае принимала участие. Расскажите, как так получилось?

Мы хотели расширить сферу деятельности, и решили посетить Китай, потому что слышали, что там тема виртуальной реальности развита. Помониторили, какие выставки проходят, нашли людей, которые все организовывают, договорились и полетели. Китайцы были удивлены, что мы приехали, на выставке мы были единственными европейцами. Они приходили, смотрели наш стенд, запускали «Невский Пятачок», симулятор портального крана, и говорили, что очень круто, что у них тоже подобное делают, но все-таки качество чуть хуже. Я посмотрел их работы, они ставят акценты на мультяшность, с фотореализмом практически не работают. На выставке были и обычные посетители, не профессионалы, и к нам стояла огромная очередь, все хотели пострелять на Невском Пяточке в немцев («Бой за Невский плацдарм» — VR-проект, посвященный Великой Отечественной войне).

В нынешних карантинных условиях, конечно, о зарубежных выставках можно только мечтать. Как вообще сейчас работает студия, повлияла ли на работу ситуации с коронавирусом?

В плане перехода на удаленную работу – точно не повлияла, все подобные сферы, связанные с компьютерной графикой, основаны на аутсорсе. Большинство сотрудников работает дома, присылая нам модели, которые мы собираем и дальше обрабатываем. Но из-за вируса снизилась скорость обратной связи с заказчиками. Например, некоторые крупные компании теперь отвечают с задержками, у них возникли проблемы, и в итоге проекты растягиваются на несколько месяцев.

Получается, у вас уже запланированы проекты на будущее. Какое вы вообще видите дальнейшее развитие для виртуальной реальности в России?

Я считаю, что в виртуальную реальность будут уходить все сферы деятельности. Пока многие компании боятся этих технологий, не видят в них смысла, но все равно VR придёт и будет развиваться. Как быстро это произойдет – не знаю, но думаю, что в течение 10 лет большинство компаний будет проводить виртуальные совещания – надел очки и общаешься с коллегами. Проблема в том, что на данный момент оборудование не позволяет чувствовать себя комфортно: много проводов, тяжелые очки, необходимость подвешивать камеру. Когда все это будет в одной коробочке – виртуальная реальность будет везде.

*Зиновий Григорьевич Колобанов. Родился 25 декабря 1910 (7 января 1911 года) в селе Арефино Владимирской губернии (ныне Нижегородская обл.) — умер 8 августа 1994 года в Минске. Советский танкист-ас. 20 августа 1941 года на танке КВ-1 в одном бою уничтожил 22 немецких танка, всего полуротой Колобанова в тот день было уничтожено 43 немецких танка.

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2020 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018