Интервью с режиссером и автором сценария фильма «Леди Бёрд» Гретой Гервиг.
ОСНОВАН ЛИ ФИЛЬМ НА ИСТОРИИ ИЗ ВАШЕЙ ЖИЗНИ?
Я выросла в Сакраменто и очень люблю этот город, так что моим первым желанием было снять любовное послание месту, важность которого я осознала, только уехав оттуда. В шестнадцать лет сложно понять, как сильно вы что-то любите, когда кажется, что «жизнь» происходит где-то в другом месте.
Все события в фильме вымышленные, но чувство дома, детства и разлуки — очень личные.
ЧТО ВЫ ПЕРЕЖИЛИ, КОГДА УЕХАЛИ ИЗ САКРАМЕНТО, И ПОЧЕМУ ЭТО СТАЛО ВАЖНЫМ МОТИВОМ В ФИЛЬМЕ?
Одной из самых первых я написала сцену в колледже, где Леди Бёрд врет в ответ на вопрос, откуда она, говорит «из Сан-Франциско». Чувство глубочайшего стыда из-за отрицания того, кто ты есть, стало тем, к чему я хотела вернуться и что хотела проработать, выстроить вокруг него фильм так, чтобы в моменте, когда она отказывается от своего дома, зрители чувствовали, что их лично предали и обидели. Как будто и они из Сакраменто, знают там всех и вся. Леди Бёрд предает свой дом ради того, чтобы выглядеть чуточку круче в глазах человека, которого она даже не знает.
Возможно, каждый из нас в какой-то момент неизбежно отрекается от своих корней.
ПОЧЕМУ ОНА ТАК ПОСТУПАЕТ? ЧТО ЗНАЧИТ ДЛЯ НЕЁ НОВОЕ ИМЯ?
Смена имени — акт творческий и религиозный, сотворение себя заново и попытка найти свою истинную сущность, создав новую. Это — ложь во имя истины. Еще на начальном этапе работы над фильмом я вдруг «забуксовала». Тогда я все отложила и написала на белом листе: «Почему бы вам не звать меня Леди Бёрд? Вы же обещали, что будете так меня называть». Я хотела узнать поближе девочку, которая заставляет всех называть ее этим странным именем. Само имя родилось из чего-то мистического. Я не думала о нем, рука просто написала. Мне нравится, как оно звучит. Очень живо. И при этом старомодно. Когда я писала сценарий, то хотела добраться до самой сути этой девочки.
В ФИЛЬМЕ ПОКАЗАНЫ РАЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, НО КАЖЕТСЯ, ЧТО СВЯЗЬ МАТЬ-ДОЧЬ — ОСНОВНАЯ.
Так и есть.
ПОЧЕМУ ВЫ РЕШИЛИ СДЕЛАТЬ НА НЕЙ АКЦЕНТ?
Отношения матери и дочери — это и главная любовная линия фильма. Очень долго рабочее название картины было Матери и дочери. Обычно в центре фильмов о девочках-подростках — история любви с мальчиком, прекрасным принцем, отношения с которым станут решением всех проблем. Но мне кажется, в жизни все не так.
У большинства женщин, которых я знаю, были бесконечно прекрасные, но невероятно сложные отношения с их мамами, когда они были подростками. Я хотела сделать фильм, где эта проблема будет в центре, где в каждом моменте вы будете сопереживать обеим героиням. Я никогда не хотела показывать кого-то правым, а кого-то виноватым. Я хотела показать, как и мать, и дочь стараются, но не могут понять друг друга, а потом вознаградить их старания в конце фильма. Для меня это самая трогательная история любви. Связь между матерью и дочерью — самые глубокие чувства.
А ЧТО МЕЖДУ ЛЕДИ БЁРД И МЭРИОН ОБЩЕГО? И НА ЧТО ОНИ СМОТРЯТ ПО-РАЗНОМУ? КАК ЭТО ВЛИЯЕТ НА НАПРЯЖЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ НИМИ?
Леди Бёрд и Мэрион как две стороны одной медали. Их общие черты сближают их, но при этом становятся причиной всех противоречий между ними. Мне понравилось, что Сирша и Лори примерно одного роста. С самого первого дубля я хотела показать обеим, что они отражение друг друга. Один человек, разделённый на две половинки.
Отчасти это еще и история поколений. Мэрион росла и взрослела в совершенно другой Америке, чем Леди Бёрд. Будучи девочкой из 1980-х, Леди Бёрд принадлежит поколению, которое внезапно получило возможность мечтать по-крупному. Мэрион выросла в послевоенной культуре 1950-х. Закон Роу против Уэйда о легализации абортов могли принять, когда ей было около 20-ти. Ее родители пережили Великую Депрессию. Даже ее рассуждения о том, «как мы обращаемся с вещами», глубоко укоренены в ментальности ее поколения. Я думаю, что мы недооцениваем, насколько эти различия создают напряженность между матерями и дочерями.
ПРИ ПРОСМОТРЕ ВОЗНИКАЕТ ЧУВСТВО, ЧТО У МЭРИОН И ЛАРРИ (РОДИТЕЛИ ЛЕДИ БЁРД) ЕСТЬ ПРЕДЫСТОРИЯ, И МНОГОЕ ОСТАЕТСЯ ЗА КАДРОМ. ВЫ ОБСУЖДАЛИ С ЛОРИ И ТРЭЙСИ ПРОШЛОЕ ИХ ПЕРСОНАЖЕЙ? КАКОЕ РАЗВИТИЕ ЭТА ИСТОРИЯ ПОЛУЧИЛА В ФИЛЬМЕ?
Мы проговаривали, что Мэрион старше Ларри, и когда они поженились, то она не думала, что может забеременеть. Поэтому они взяли ребёнка, но тут она неожиданно забеременела. Я могла бы все это объяснить на экране, но обычно в семьях такое открыто не обсуждают. Просто живут, как жили, но знают, что их связывает эта история. Мне всегда нравились фильмы, где не раскрывается слишком много. Иногда в кино говорят о таких вещах, о которых в жизни мы никогда не догадаемся, знакомясь с той или иной семьей.
ЧТО ЛЕДИ БЁРД НАХОДИТ В ДЭННИ?
Леди Бёрд находится на том этапе жизни, когда она любит само состояние влюбленности и ищет объект, на который может ее направить, и Дэнни отлично подходит, он хороший и красивый, о таком мечтает любая мама для своей дочери.
КАК ЭТИ ОТНОШЕНИЯ ВЛИЯЮТ НА ЛЕДИ БЁРД?
Сначала Леди Бёрд считает Дэнни частью своей жизни, забывая о нем самом как о личности. А потом происходит эта сцена, где он приходит к ней в кафе, и этот момент становится переломным, она начинает видеть его как человека с собственной историей.
Я не думаю, что люди меняются мгновенно. Но в тот момент, внезапно сила его личности поражает Леди Бёрд, и вот тогда начинается ее история.
А ЧТО ЛЕДИ БЁРД ПРИВЛЕКАЕТ В КАЙЛЕ?
С ним она впервые узнает, что такое сексуальное влечение. В ремарках было написано: «За секунду она поняла все, о чем поется в R&B песнях». Это — истинная страсть. Она выстраивает вокруг него миф, потому что так поступают девочки-подростки.
На съемках я постоянно ставила музыку из моих любимых фильмов Джона Хьюза от Милашки в розовом до Шестнадцати свечей. Девочек воспитывают на этих романтических картинах, эти идеалы очень трудно сбросить с пьедестала. Даже когда понятно, что объект привязанности не ведет себя, как красавчик из кинофильма. Я хотела, чтобы мой фильм был одновременно миром фантазии и существовал за его пределами: чтобы в нем чувствовался накал эмоций и при этом их иллюзорность, словно они — замок, построенный из песка.
ИТАК, ДЕЙСТВИЕ ФИЛЬМА ПРОИСХОДИТ В 2002. ПОЧЕМУ?
Первое, что приходит на ум — я не хотела снимать смартфоны. Если сегодня вы снимаете фильм о подростках, то большая часть их жизни проходят онлайн, так что не знаю, как снять о них кино без огромного количества экранов гаджетов.
Но если уж начистоту, я хотела сделать фильм, где действие происходит в мире сразу после трагедии 11 сентября. Мне кажется, это событие стало точкой отсчета совершенно новой эпохи, которую мы только теперь начинаем осознавать.
ПОЧЕМУ ВЫ РЕШИЛИ ЗАКОНЧИТЬ ФИЛЬМ В НЬЮ-ЙОРКЕ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ЛЕДИ БЁРД УЕЗЖАЕТ В КОЛЛЕДЖ?
Я не думаю, что после слова конец и правда все кончается. Конец фильма — это момент одновременно открытой и закрытой двери. Идти некуда, но и назад в детство дороги нет. Остается только поблагодарить за все, что было, и сделать шаг в новую жизнь.
ДАВАЙТЕ ПОГОВОРИМ О НЕКОТОРЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ МОМЕНТАХ В ФИЛЬМЕ. РАСССКАЖИТЕ О ВАШЕМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ С ОПЕРАТОРОМ СЭМОМ ЛЕВИ.
Сэм Леви снял три фильма, в которых я принимала участие, к двум написала сценарии, мне очень повезло работать с ним. Мне импонирует его взгляд на мир. Мы часами рассматривали фотографии, смотрели кино, говорили о нем, изучали эпизодник. Мы говорили на одном языке после стольких лет работы вместе, и я ему полностью доверяю. Он — словно моя половина, мы понимали друг друга с полуслова.
Я хотела, чтобы каждая сцена была очень четко выстроена и обрамлена, как средневековый триптих, где наглядно видна последовательность событий. Никакой ручной съемки, трясущейся камеры или документальных эффектов. Мы говорили о том, что на авансцене всегда должен быть смысл, и фильм должен разворачиваться как последовательность выстроенных сцен, поэтапно. Для меня история в фильме всегда была своего рода аллегорией, и я хотела, чтобы операторская работа отразила это.
Мы также хотели, чтобы цвет передавал память времени, не отражал бы мир буквально. В то же время мы не хотели его специально подкрашивать. Я хотела, чтобы Сакраменто выглядел красивым, потому что мы изображали его без прикрас, чтобы и герои были красивы даже с их недостатками, а не несмотря на них.