6 января в российский прокат вышел французский триллер «Чёрный ящик», рассказывающий об одном сбитом самолёте и одном бесстрашном расследователе авиакатастроф. Александр Николаенко разбирается, насколько актуальной получилась история, списанная как будто с реальных событий.
Самолёт упал. Люди погибли. Прибывшие на место спасатели обнаружили бортовой самописец практически не поврежденным. Спустя сутки ящик был доставлен в бюро расследования авиакатастроф, где специалисты с идеальным слухом только по звуковой волне могут определить, в чем причина трагедии. Но в этот раз всё значительно сложнее. На записи слышится чёткое «Аллаху акбар», а самый опытный «слухач» перестаёт ходить на работу – и вообще бесследно исчезает.
«Чёрный ящик» поднимает те же самые проблемы, что и классические «Двенадцать разгневанных мужчин» Сидни Люмета. Человек бросает вызов крупной корпорации, честолюбие встаёт против бизнеса. Главный герой фильма, мечтавший стать лётчиком, из-за плохого зрения остаётся в наземных службах. Будто очерствев от множества неудач, он превращается в робота, запрограммированного слушать шум винтов и односложно общаться с окружающими. Он не терпит чужих ошибок, не переносит лесть и даже подставляет свою возлюбленную, которая также работает в авиации, потому что это надо сделать для общего блага.
Интересный подтекст раскрывается ближе к середине фильма, когда герой назначает встречу журналистке и предлагает ей информацию. Оказывается, он уже пытался добиться правды через прессу, но прослыл ненадежным источником. Вероятно, только в этот момент становится понятно, насколько он тонко чувствующий персонаж. Он научился скрывать всю свою жизнь под маской безразличия, но его борьба с системой никогда не утихала.
При множестве смыслов «Чёрный ящик» остаётся энергичным триллером, в котором есть и погоня, и стелс, и неожиданный финал. Замечательно, что он прорвался в новогодний прокат, хоть и ближе к концу каникул. Тем, кто любит кино, а не сказки про советский спорт, — это отличный подарок.