Если ты проработал в шахте 25 лет – твой путь предопределен. Вся твоя жизнь пройдет в угольной пыли, в тяжелом физическом труде, в окружении таких же натруженных рабочих, как и ты сам. Или нет? Мария Михайлова рассказывает о картине «Новая смена» – о человеке, который решил полностью изменить свою жизнь.
«Новая смена» — документальная работа чешского режиссера Йиндржиха Андрша, которая стала хедлайнером двух конкурсных программ на фестивале «Докер» этого года. Главный герой – шахтер Томас. Ему уже за 50. И вот его шахта вдруг закрывается. Он, проработавший на ней 25 лет, вместе с другими такими же рабочими оказывается без работы. Томас мог бы пойти на завод, но такая перспектива его не устраивает. Он отправляется на курсы переквалификации, а его новая цель – стать программистом.
Большой плюс этой работы как документального кино – ясная, не размытая объективность. Зритель видит не просто путь Томаса, но и среду, которая его окружает. Автор дает увидеть все стороны проблемы: и хорошую — предоставление учебных курсов от государства, попытки помочь шахтерам без работы, и негативную – 4 месяцев объективно недостаточно, чтобы обучиться программированию, а трудоустройства никто не гарантирует. Ситуация, которая обрисована в фильме, дает хороший повод порассуждать об уместности, насыщенности и действенности социальной государственной поддержки населения даже в довольно благополучной Чехии.
Но социальный подтекст – не единственный в этом фильме. Конечно, центральной фигурой становится сам Томас. Хорошо показаны его внутренние противоречия и грани: он целеустремленный и мечтательный, а вместе с тем – практичный, хозяйственный и простой. Он гибкий и одновременно постоянный и устойчивый. После увольнения из панка с длинными волосами он превращается в коротко стриженного мужчину, и его внешность меняется до неузнаваемости. Вместе с тем никуда не исчезает любовь к футболу, посиделкам с друзьями за пивом. Это, как и его искренняя забота отца-одиночки о трёх детях, вызывает сочувствие к герою, понимание и осознание, что персонаж для фильма был выбран правильно. Про жизнь Томаса хочется знать больше, потому что он сложный и многогранный, а его непростая ситуация – лишь социальный подтекст, обрамление к его портрету.
Конечно «Новая смена» — фильм, прежде всего, про мечту – как идти к ней, как бороться за желаемое место под солнцем, несмотря на все отказы в приеме на работу, как научиться понимать, чего ты хочешь, даже спустя 25 лет работы в одном месте. Это и фильм про эйджизм, про то, как молодые специалисты вытесняют с рынка пожилых. Это картина и о том, как на самом деле сложно в мире, полном возможностей, сделать выбор и отстоять его. Многослойность – большой плюс «Новой смены».
А вот минус картины – это ее визуальная часть. Иногда видеоряд бывает затянут настолько, что вызывает желание уснуть. 15-секундный темный кадр, в котором видно только движение кабины лифта, не несет в себе столько смысловой нагрузки, чтобы ей можно было оправдать мучения зрителя. Такой подход к съемке — медленный, не насыщенный ни светом, ни идеями, особенно удивляет, если помнить, какую интересную историю рассказывает нам автор. Тягучесть и неспешность, присущая документальному кино, здесь не работает, потому что перед аудиторией – не зарисовка, а глубокая и разноуровневая работа.
Впрочем, если прорваться сквозь видеоряд все же удастся, зрителя ждет время непростых мыслей о карьере, знакомства с героями и самими собой, вопросов «кто я и чего я хочу?», и размышлений о том, что любая мечта достижима, и доказательство этому – история Томаса.