КИНО-ПАНК

Брошенный и беззащитный малый бизнес приморья: «Фатеич и море»

Одним из участников международного фестиваля «Послание к человеку» стал российский фильм «Фатеич и море». Мария Михайлова узнала, как документалисты рассказали новую историю о маленьком человеке.

Фатеич – полный пожилой мужчина с умным, ясным взглядом. Он живет на необитаемом острове Рикорда в Приморском крае. Уже много лет Фатеич и его семья выращивают в местных водах морские деликатесы – устрицы, мидии, крабов. У них большое хозяйство, хорошо налаженный быт, и неизбежная, изматывающая, безрезультатная, как бой с ветряными мельницами, борьба с местными браконьерами. Для Фатеича давно стало привычкой наблюдать, как его труды, а заодно и весь хрупкий баланс прибрежной природы рушится в руках преступников. Все, что он может – отгонять водолазов от своей фермы, но с каждым разом его боятся все меньше и меньше.

Кадр из фильма «Фатеич и море»

Кадр из фильма «Фатеич и море»

На том, как и чем живет один маленький предприниматель на самом краю огромной страны, и держится главная идея картины. У режиссеров Алины Рудницкой и Сергея Винокурова получилась не сюжетная история, а фильм-зарисовка: зритель не увидит развития событий или вообще хоть каких-либо изменений у персонажей. Весь секрет, настроение и смысл этой работы кроется именно в статичности. Именно благодаря ней зритель может увидеть сразу несколько смысловых пластов картины.

Кадр из фильма «Фатеич и море»

Кадр из фильма «Фатеич и море»

Самый очевидный и, наверное, важнейший акцент в этом фильме поставлен на неизменной проблеме «маленького человека», который особенно важен в российской культуре – возможно, потому, что в данном случае масштабы страны и отдельной личности несоизмеримы настолько, что вся трагедия «капли в море» ощущается в тысячу раз острее. Но, поскольку «Фатеич и море» — документальное кино, здесь обошлись без лишней художественности и выдумок. Напротив, внимание сконцентрировано не на абстрактных муках, а на вполне конкретной, очень актуальной и современной беде – проблемы малого предпринимательства в России. Фатеич не просто борется с какими-то недругами: он подвергается нападению со стороны целого сообщества людей, которые поняли, что на краю страны до них не достанет правосудие. Приморский край в данном случае – не какое-то особенное место, подобное происходит по всей стране – но он является, пожалуй, лучшим примером и лучшей метафорой к беззащитности и брошенности людей, которые пытаются жить и зарабатывать честно. Становится ясно, что всем этим людям не собираются помогать – все они еще долго будут жить, как прежде, лелея надежду, но оставаясь на одном и том же месте, в том же статичном состоянии, что и само кино.

Кадр из фильма «Фатеич и море»

Кадр из фильма «Фатеич и море»

На самом же техническом воплощении фильма бессюжетность и статичность отразились двояко. С одной стороны, у аудитории кино есть возможность познакомиться и хорошенько рассмотреть тот мир, в котором живет Фатеич – совершенно особый, обособленный, и, несмотря на все беды, очень гармоничный. Интересного тут действительно немало: можно удивляться и немного завидовать рациону семьи, которая каждый день ест элитные, свежевыловленные морепродукты, смотреть, как все герои по очереди ныряют за устрицами, слушать истории про перестрелки с браконьерами. Механизм погружения в атмосферу срабатывает отлично — медитативная съемка, простые сцены, очень искренние люди, которые не стесняются камеры.

Кадр из фильма «Фатеич и море»

Кадр из фильма «Фатеич и море»

Но есть и другая сторона: очарование постепенно спадает, зритель привыкает к стилю съемки, и ближе к концу фильма становится тяжело: «Фатеич и море» начинает давить своей статичностью, однообразными кадрами (ныряние-готовка-продажа-ныряние). При всей идейности картины, не каждый зритель сможет досмотреть ее до конца – хотя при этом он, скорее всего, оценит первую часть кино и поймет его посыл. Но это не значит, что из-за этого кино сильно теряет в качестве. Его можно и нужно смотреть, даже если придется, как главному герою Фатеичу, потерпеть и побороться.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018