История знает немало примеров того, как обезумевший диктатор, окруженный разжиревшей челядью и преступными формированиями в погонах, загонял народ на край утеса, вынуждал идти на гражданские подвиги. Александр Николаенко рассказывает о фильме «Голод» — биографии Бобби Сэндса, погибшего в дьявольских мучениях на тюремной койке.
Тюрьма. Комната свиданий. Грязный избитый ирландец и священник размеренно спорят о целесообразности предстоящей голодовки, организуемой первым. Оба персонажа находятся в кадре. С пятидесятой по шестьдесят третью минуты всевидящее око камеры Arricam LT не поворачивается ни на градус. Режиссер-дебютант Стив МакКуин прекрасно понимает, что кино о беспрецедентном народном объединении – Ирландской республиканской армии – не имеет права быть далеким от жизни.
Сюжет фильма делает обманный виток, выставляя главным героем охранника Реймонда Логана, ответственного за принудительное «купание» заключенных струёй из шланга. Но постепенно акценты смешаются, жизнь, борьба, 66-днейная голодовка Бобби Сэндса транслируются в строгой исторической хронологии. Тем не менее, «Голоду» не чужды художественные приёмы. Образ республиканской армии сосредоточен в одном символе – окровавленном кулаке тюремного охранника. Чем десяток не сломленных воинов отличается от десятка разбитых казанков, не прекращающих наносить удары?
В «Голоде» множество ярких эпизодов: избиение палками, река мочи, убийство в доме престарелых, но главный из них уже упомянутый разговор со священником, во время которого Сэндс рассказывает, как утопил телёнка со сломанными ногами, чтобы избавить животину от мучений. Именно тема смерти во благо становится центральной, именно ей МакКуин обосновывает поступок Сэндса.
Среди всех политических фильмов «Голод» выглядит наиболее честным. Режиссер не пытается установить искусственный баланс, заглянуть на другую строну баррикад и узнать, насколько непроста жизнь угнетателей. Есть только одна сторона, та на которой сомкнул ряды разъяренный и вооруженный народ, уже приготовившийся к подвигам за светлое будущее.