Кино-панк

Розы и морозы: «Блокадный дневник»

8 сентября в российских кинотеатрах в количестве 250 копий вышел многострадальный «Блокадный дневник», релиз которого переносился минимум трижды. В прошлом году фильм победил на Московском кинофестивале, выиграл премию «Золотой орёл» и получил две «Ники» за роль второго плана и работу оператора. Александр Николаенко в растерянности пытается понять, а за что призы?!

В провинциальных театрах есть довольно хитрая практика – ставить новые спектакли по прозаическим книжкам. Как это выглядит? Актер с одухотворенной миной шагает по сцене, а кто-то за кулисами просто читает куски текста. «Блокадный дневник» сделан в рамках этой же концепции – голодная (но щекастенькая) женщина шагает по нарисованному городу, а режиссёр Андрей Зайцев проговаривает отрывки из дневника Ольга Берггольц. Интересное кино? Нет.

Кадр из фильма «Блокадный дневник»

Кадр из фильма «Блокадный дневник»

Но отвратительна вовсе не заунывность и тягучесть «Дневника», а его пошлость. Фильм открывается сценой с писающим немцем, который рисует мочой свастику на снегу, а затем бежит вместе со своей подружкой под музыку Моцарта стрелять из пушки в осаждённый Ленинград. Камера перемещается в город, и с этого момента до финальных титров на экране будут только искусственные страдания. Конечно, есть произведения, в которых вычурная наигранность происходящего – художественный приём, но в «Дневнике» всё проще – это всего лишь слабые актёрские работы. Особенно не попадают в образ соседка главной героини (Василина Маковцева) и её сын (Даниил Панков). Удивительно, как в таком безумном касте оказался хороший артист Алексей Филимонов, кстати, исполняющий самого яркого персонажа – весёлого могильщика.

Кадр из фильма «Блокадный дневник»

Кадр из фильма «Блокадный дневник»

О самой героине – Ольге (Ольга Озоллапиня) – зрителю рассказывают преступно мало. Основное повествование прерывается кадрами из её детства, в котором она вместе с мамой и папой отдыхает на съёмной даче за городом. Из этих постоянных флешбэков становится понятно, что отец героини хороший, мать – набожная, в целом, семья счастливая. Пробираясь зимой 1941 года к отцу через разрушенный и заваленный трупами город, Ольга то ли пытается вернуть частичку счастья, то ли переплывает Стикс, то ли набирает кадры для фильма. Ведь чем больше кадров с закоченевшими трупами и дерущимися за хлеб ленинградцами, тем выше резонанс.

Кадр из фильма «Блокадный дневник»

Кадр из фильма «Блокадный дневник»

Финал затянут даже по меркам неспешного кино. И если сцена с молитвой розам удерживает темп, то сцену с отцом можно было бы сократить в два раза, оставив только метафору «жизнь – бабочка». А зачем черный экран и благодарность Никите Михалкову. Не хотелось бы опускаться до уровня кухонной конспирологии, но, действительно, странно, когда Московский кинофестиваль Никиты Михалкова выдаёт главный приз художественно ограниченному фильму, в котором благодарят Никиту Михалкова. Кстати, на «Кинопоиске» оценка «Блокадного дневника» горит красным – 4.8 из 10. Можно сколько угодно иронизировать над родной аудиторией, но в этот раз она наплевала на титулы и показала зубы. Присоединяемся в мнению толпы.

© 2014-2021 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018