Кино-панк

Несчастье женщин в мире мужчин

Исполнилось 120 лет со дня рождения Кэндзи Мидзогути – первого японского режиссера, сформировавшего реалистичный образ женщины в восточном кино.

Кэндзи Мидзогути – выдающийся японский режиссер. Начиная с 1923 года, он снял огромное количество блестящих фильмов, большинство которых, увы, оказались утрачены. Его работы во многом посвящены образу женщины. Сам Мидзогути объясняет выбор такой темы семейной неурядицей. Из-за отсутствия средств его родителям пришлось отдать старшую дочь в чужую семью, где её спустя некоторое время продали в гейши. Повзрослев и став зарабатывать, Мидзогути взял свою сестру под опеку. Его возмущал тот факт, что женщины были буквально рабами мужчин. Не было такого, чтобы представительнице слабого пола говорили «Вы», не было такого, чтобы семья больше радовалась появлению девочки, чем мальчика, а в былые времена при наступлении детородного возраста юных особ часто отдавали в публичные дома или в дом зажиточных особ, в том числе императора, где они могли б стать наложницами.

«Несчастье женщин в мире мужчин» — так можно назвать серию фильмов, созданных Кэндзи Мидзогути.

«Гионские сестры» (Кэндзи Мидзогути, 1936)

Кадр из фильма «Гионские сестры»

Кадр из фильма «Гионские сестры»

Гион – район красных фонарей, где мужчины могут с легкостью найти удовольствие в объятьях женщины. В одном из «веселых» домов живут две сестры. Старшая полностью чтит законы гейши. Она готова ухаживать за своим покровителем даже, когда тот бедствует. Младшая ненавидит мужчин, играет с ними и собирает с них подарки.

Мало, кто знает, но сюжет картины был навеян рассказом Александра Куприна «Яма». Здесь гейши, будучи низшим звеном общества, которое так презирают светские дамы, оказываются лучше тех самых мужчин, имеющих столько власти над ними. Обе сестры, не смотря на хорошие и плохие намерения, которые они имели, оказываются не у дел так, что сложно сказать, кто сильнее пострадал от руки патриархата. Однако, что характерно для Мидзогути, героини не впадают в панику. Лишь младшая сестра позволяет в конце дать волю крику души. Она не может понять, зачем вообще существуют гейши. В это же время старшая просто смиряется со своей судьбой. Для сравнения, у Куприна следует более трагичный конец. Проститутка Женька заканчивает жизнь самоубийством.

«Повесть о поздней хризантеме» (Кэндзи Мидзогути, 1939)

Кадр из фильма «Повесть о поздней хризантеме»

Кадр из фильма «Повесть о поздней хризантеме»

Кэндзи Мидзогути снимал, безусловно, фильмы не только о гейшах, но и женщинах, которые принесли жертву обществу, в частности мужчинам. «Повесть о поздней хризантеме» рассказывает о служанке Отоку, которая всячески пытается помочь своему господину, Оноэ, улучшить навыки актерской игры. Окружение молодого артиста хвалит его при встрече, но смеется за его спиной. И лишь Отоку говорит ему правду. Подозревая, что между служанкой и сыном могут возникнуть чувства, глава семейства увольняет Отоку, что повергает Оноэ в гнев и тот убегает из дому. Впоследствии именно бывшей служанке придется принести в жертву свою любовь, чтобы возвысить своего господина в глазах общества.

Похожую жертву приносит и героиня из довольно жестокого фильма «Управляющий Сансё». Брат и сестра решаются на побег из рабства. Однако убежать суждено лишь одному. И тогда сестра решается на отчаянный шаг — она отвлекает стражу и тем самым предоставляет брату время на побег, заплатив за это большую цену.

«Жизнь куртизанки Охару» (Кэндзи Мидзогути, 1952)

Кадр из фильма «Жизнь куртизанки Охару»

Кадр из фильма «Жизнь куртизанки Охару»

Фильм снят по произведению Ихары Сайкаку «История любовных похождений одинокой женщины» и во многом напоминает историю старшей сестры Мидзогути. Впрочем, такие истории случались сплошь и рядом, так что это было скорее практикой, чем исключением. Главная героиня – Охару, дочь самурая. Её жизнь предстанет зрителю безжалостным падением по социальной лестнице. Сначала она служила при дворце, затем ей пришлось стать наложницей феодала и родить сына, потом отправиться в публичный дом, покинуть его и стать служанкой. На один момент, кажется, что у Охару налаживается жизнь, и она выходит замуж. Но и тут судьба подбрасывает ей много испытаний. В конце концов, она оказывается нищей проституткой, которой ничего не остается, как смотреть на буддийские статуи и смеяться им в лицо. Ведь они и есть те самые мужчины, которых она повидала в бесчисленном количестве. Для Охару характерен фатализм. Любой поворот судьбы она встречает, как данное, словно искупает свои грехи. И вот уже постарев, она не проливает слезы по ушедшей молодости, по несчастной судьбе, она улыбается. Улыбается искренне и от всего сердца, как Кабирия Феллини.

«Управляющий Сансё» (Кэндзи Мидзогути, 1954)

Кадр из фильма «Управляющий Сансё»

Кадр из фильма «Управляющий Сансё»

Кэндзи Мидзогути умер от лейкемии в 1956 году. После себя он оставил целую кладезь шедевров, которыми можно восхищаться и по сей день. Его картины сильны, нравоучительны и даже актуальны. В Японии женщины получили равный статус с мужчинами только в 1946 году, с приходом новой конституции. Однако традиционные правила, передающиеся из поколения в поколения, сломать не так просто. Нужно время и нужны люди, которые бы встали на защиту прав женщин. Таким человеком и оказался Мидзогути — настоящий рыцарь своей эпохи.

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2019 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018