КИНО-ПАНК

Третья вылазка глиняного великана: «Голем, как он пришел в мир»

«Голем, как он пришел в мир», снятый в 1920 году, стал третьим фильмом о глиняном гиганте Големе в фильмографии Пауля Вегенера. Предыдущие два: «Голем» (1915 год) и «Голем и танцовщица» (1917 год) не имели однозначного успеха, о третьей картине, ставшей самой известной экранизацией еврейской легенды, рассказывает Элина Позднякова.

Фильм примечателен так же тем, что является одним из первых значительных примеров киноэкспрессионизма — направления, активно развивающегося в Германии в начале XX века. Немецкий киноэкспрессионизм стал откликом на послевоенное время, когда людям хотелось уйти от пугающей реальности посредством создания своей субъективной картины мира. Мистика, интерес к внутреннему «я», искажение действительности, фатализм – вот основные черты киноэкспрессионизма, и многие из них нашли отражение в «Големе».

Кадр из фильма «Голем, как он пришел в мир»

Кадр из фильма «Голем, как он пришел в мир»

В основе сюжета – легенда о Пражском Големе (от ивр. «гелем» – необработанный, сырой материал), старинное еврейское сказание о глиняном великане, созданном праведным раввином Львом. Узнав о намерениях императора изгнать евреев из гетто, раввин обращается к темным силам и оживляет глиняную статую, благодаря силам которой евреям удается сохранить свои земли. И все бы хорошо, но в какой-то момент раввин теряет контроль над своим созданием, что чуть не оборачивается концом для всего гетто.

Кадр из фильма «Голем, как он пришел в мир»

Кадр из фильма «Голем, как он пришел в мир»

Роль Голема исполняет сам Вегенер, наделяя своего персонажа удивительно-пугающей мимикой. Помимо глиняного изваяния, в картине фигурирует раввин Лев, напоминающий скорее средневекового волшебника и мага, чем священника, и его красавица-дочка, в которую влюбляются все до единого: самодовольный посланник императора, слуга раввина, и даже сам Голем испытывает к девушке неоднозначные чувства. Остальные герои носят скорее второстепенный характер, изображая жителей еврейского гетто и гостей императорского «Фестиваля Роз». Несмотря на то, что фильм экранизирует религиозное сказание, Вегенеру удалось наполнить картину мистикой и даже элементами хоррора. Одна сцена сотворения Голема чего стоит: тут и безтелесый дьявол, и клубы дыма, и полыхающий магический круг. При этом, сам Голем вызывает скорее сострадание, чем ужас – уж больно милым вышел глиняный великан, который недоумевает, почему от него все шарахаются. Но в любом случае, Голем стал одним из первых «монстров» на киноэкранах, положив тем самым начало новому типу киногероев.

Кадр из фильма «Голем, как он пришел в мир»

Кадр из фильма «Голем, как он пришел в мир»

Отдельного внимания заслуживает художественное решение фильма. Картину нельзя назвать черно-белой – черный цвет здесь перемежается с зелеными, синими и красными тонами, отчего создается впечатление, будто смотришь театральную пьесу в свете прожекторов. Театральности фильму придают и характерные для киноэкспрессионизма декорации – еврейское гетто, императорский дворец – все лишь отдаленно напоминает реальность, создавая особый, таинственный мир. Музыкальное сопровождение в этом мире играет важную роль: с его помощью передаются эмоции героев и поддерживается необходимая атмосфера напряжения. Монтаж и спецэффекты для фильма 1920 года на уровне — задымление, смена ракурсов, даже соединение двух разноплановых сцен.

Посмотреть «Голема» стоит хотя бы затем, чтобы познакомиться с сюжетом классической еврейской легенды. Ну а для любителей киноискусства «Голем» – настоящая находка, ведь это один из первых хорроров про созданное человеком чудовище, отголоски которого потом можно будет найти, например, в различных экранизациях «Франкенштейна».

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018