КИНО-ПАНК

Назад в парижские салоны: «Утраченные иллюзии»

Наблюдая за тем, как уходят из России большие киностудии, стоит радоваться любой возможности посмотреть новое зарубежное кино. Но особенно приятно, когда им оказывается филигранно исполненная экранизация классики. О фильме «Утраченные иллюзии» рассказывает Мария Михайлова.

Смотреть экранизацию известного текста всегда немного страшно. Поклонники боятся, что не найдут в фильме главного, разочаруются в актерах или увидят авторский, не всегда уместный взгляд на книгу. Те, кто не читал произведение, боятся не понять замысла и сюжета, столкнувшись с надменностью режиссера. Приятно видеть, что «Утраченные иллюзии» не скатились ни в одну из крайностей.

Режиссер Ксавье Джанноли вообще подошел к роману Бальзака внимательно и уважительно. Поработал над антуражем и костюмами, позаботился о качественном музыкальном сопровождении и пригласил в картину преданных своему делу актеров. Приятно увидеть в картине Жерара Депардье, чье присутствие всегда делает фильм чуть более французским. Главное же внимание уделено Бенжамену Вуазену и Ксавьеру Долану. Если первый – восходящая французская звезда, то второй – уже заслуженный и доказавший свой талант актер.

Кадр из фильма «Утраченные иллюзии»

Кадр из фильма «Утраченные иллюзии»

При просмотре фильма возникает стойкое ощущение, что смотришь детально выверенную, до мелочей стилизованную театральную постановку. В стиле режиссера нет ничего театрального, но манера, с которой он подошел к экранизации классики, выдает в нем перфекциониста и даже идеалиста. Избегая попыток интерпретировать произведение на свой лад, добавить в него новые современные оттенки, Джанноли больше похож на реставратора или копииста, чем на художника. Конечно, из сюжета пришлось вырвать отдельные куски романа (например, части, которые касаются сестры главного героя), но общая мысль подана прозрачно и почти старомодно. Это внушает доверие – редко удается посмотреть на образцовую экранизацию, лишенную подтекстов. Зритель погружается в сугубо бальзаковский мир, в котором нет места соавторам. Такая прямая, понятная подача могла бы стать для фильма и минусом, но на деле она подкупает и завораживает. Большое внимание уделено здесь тому, чтобы интересно и динамично показать сюжетные перипетии, поэтому за приключениями Люсьена наблюдаешь неотрывно.

Кадр из фильма «Утраченные иллюзии»

Кадр из фильма «Утраченные иллюзии»

«Утраченные иллюзии» реализуют воспитательную мысль, задуманную Бальзаком, и вместе с тем приоткрывают зрителю занавес светского закулисья. Требуется немало труда, чтобы показать все связи и ниточки в кадре, объяснить их зрителю и сделать так, чтобы он запомнил эти социальные механизмы. Джанноли справляется с этой задачей, не забывая ни о юморе, ни о трагедии. При этом зритель смело может пользоваться экранизацией в качестве исторической справки – фильм покажет и поэтов, и актрис, и аристократов, и журналистов. Как, конечно, это делает и первоисточник.

Кадр из фильма «Утраченные иллюзии»

Кадр из фильма «Утраченные иллюзии»

К «Утраченным иллюзиям» сложно предъявлять какие-то претензии, потому что фильм сделан почти безупречно: начиная со сценария и заканчивая интерьерами. Проблемы возникают, только если задаться целью найти в картине что-то авторское. Но это уже риторические вопросы: обязателен ли в современном фильме режиссерский почерк? Можно ли экранизировать книгу, «как для музея», непредвзято? А главное – нужен ли зрителю фильм, который покажет ему классику в кинотеатре? Согласится ли зритель заменить им «Бэтмена», или даже дефицит не поможет экранизации Бальзака занять почетное место в прокатной сетке?

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018