Кино-панк

Нечто сложное по мотивам чего-то непростого: «Облачный атлас»

Картину «Облачный атлас», снятую по роману Дэвида Митчелла, снова пустили в прокат в российских кинотеатрах. Мария Михайлова вспоминает об одном из самых неоднозначных проектов сестер Вачовски, снятом в 2012 году.

Действительно, в каком-то смысле «Облачный атлас» не имеет аналогов в кинематографе. Но в данном случае эта уникальность обретает не самые лучшие смысловые оттенки. Особенно хорошо это видно в сравнении с оригиналом – одноименным романом. Сестры Вачовски взяли произведение и переработали его в угоду форме, а не содержанию. В попытке изобрести нечто сценарно-инновационное, они выдали сомнительно «мудреный» результат.

Кадр из фильма «Облачный атлас»

Кадр из фильма «Облачный атлас»

Первоисточник «Облачного атласа» необычен сам по себе. Это сборник историй, которые происходят в разные временные промежутки, но связаны между собой. Каждая история обрывается на середине, после чего за ней следует следующая. Последний эпизод, происходящий в далеком будущем, рассказывается целиком, после чего в обратном порядке следуют вторые половинки текстов. Структура романа «Облачный атлас» напоминает собой раскрывающийся цветок со слоями лепестков, который становится особенно красив к самой своей середине. Эта структура необычна и может понравиться далеко не всем, но она логична и понятна. Когда текст построен таким образом, остается два пути: либо следовать канону, либо попытаться упростить его в визуальном воплощении.

Кадр из фильма «Облачный атлас»

Кадр из фильма «Облачный атлас»

Но сестры Вачовски почему-то выбрали третий вариант – то ли из гордости, то ли от желания оригинальничать до конца. И без того непросто читаемые, разделенные истории они раздробили на мелкие кусочки, тщательно перемешали и дали зрителю эту окрошку сюжетных линий. Да, они по-прежнему связаны между собой общей идеей: стремлением к свободе, переселением душ, мыслью о течении времени, которое связывает эпохи воедино. Но зрителю, не читавшему первоисточник, такая подача покажется просто мешаниной, вдохновленной, но лишенной общей сюжетной канвы — странной, но стройной, какая была в романе у Митчелла. Кажется, что Вачовски забыли главный принцип литературных экранизаций: фильм должен быть понятен и без книги, по которой он снят. В «Облачном атласе» же впору запутаться и самому читателю, привыкшему к понятному, не «дробленому» повествованию.

Кадр из фильма «Облачный атлас»

Кадр из фильма «Облачный атлас»

Кое-что Вачовски действительно сделали хорошо. В картине очень удачно подобрана музыка (которая играет важную роль для одного из эпизодов), проработан видеоряд, хорошо отыгрывают актеры. Кроме того, тема с перемещением во времени, из мира в мир – то самое, что так близко сестрам Вачовски. Это та история, которую они умеют снимать по-своему: завораживающе, реалистично, самобытно и с большим вкусом. Заметно, что и «Облачный атлас» очень сильно отозвался создателям фильма. Но стремление сделать «особенное» кино там, где в этом уже давно нет нужды, очень досадно портит впечатление.

Кадр из фильма «Облачный атлас»

Кадр из фильма «Облачный атлас»

Впрочем, даже несмотря на сценарный провал, сложно не подпасть под своеобразное очарование от картины. Вероятно, поэтому, несмотря ни на что, «Облачный атлас» зрителям все-таки полюбился и запомнился. В фильме хорошо показан масштаб – тот самый, гигантский, который охватывает несколько столетий и даже тысячелетий. В фильме чувствуются общность и единство, видна красота человека и сила любви. Именно эти детали, даже в отрыве от целой картины, завораживают того, кто не ставит перед собой цели разобраться в происходящем. Если перестать оценивать «Облачный атлас» и взглянуть на него как на калейдоскоп образов, то эта работа не так уж и плоха. Жаль, что в таком забытьи не пробыть вечно – рано или поздно все огрехи станут явными.

© 2014-2021 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018